Проект, 17.12

Резолюция

Всероссийского научно-практического форума
с международным участием «Цифровизация-2018»

г. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова
2018 г.

С 3 по 5 декабря 2018 года в МГУ имени М. В. Ломоносова состоялся Всероссийский научно-практический форум с международным участием «Цифровизация-2018». Открытие форума состоялось 3 декабря 2018 года в Ломоносовском корпусе МГУ, в нем приняли участие ректор МГУ академик В.А. Садовничий, Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Д.Ф. Мезенцев, Заместитель министра строительства и ЖКХ А.В. Чибис, научный руководитель Национального центра цифровой экономики МГУ академик И.А. Соколов, представители Правительственной комиссии по цифровому развитию, ФСБ, ФСО, Директор Всемирного банка в Москве, деканы факультетов МГУ и другие модераторы секций и круглых столов Форума.

В работе Форума суммарно приняли участие более 700 представителей 21 федеральных органов государственной власти, 43 субъектов Российской Федерации, 56 научно-образовательных организаций и 61 ИТ-компаний из России и стран ЕАЭС. В рамках форума состоялась выставка цифровых решений в сфере обеспечения государственного и корпоративного управления, защиты информации, обеспечения безопасности - всего более 30 стендов от МГУ, ЦЭМИ РАН, ГлавНИВЦ Управления делами Президента России, ведущих ИТ-компаний.

Цель форума состояла в укреплении роли российской науки в цифровом развитии страны. Форум стал площадкой диалога науки, образования, инновационных компаний и государственного управления.

Председатель оргкомитета Форума – ректор МГУ, академик В.А. Садовничий. Форум состоялся по инициативе Национального центра цифровой экономики МГУ (Научно-образовательного центра МГУ – научный руководитель – академик И.А. Соколов) и факультета глобальных процессов МГУ (декан – профессор И.В. Ильин) по решению Координационного совета МГУ по цифровому развитию, при поддержке Совета по развитию цифровой экономики Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства науки и высшей школы России, ФИЦ «Информатика и управление» РАН, Межведомственного совета Комплексного плана научных исследований «Научное обеспечение создания и развития системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», ведущих ИТ-компаний и компаний-заказчиков цифровых решений.

На секциях и круглых столах Форума были обсуждены проблемы правового регулирования цифровизации, создания и реализации решений в области правовой информатизации, подготовки кадров для цифровой экономики, научного обеспечения цифровизации государственного управления, стратегического планирования в области национальной безопасности и устойчивого развития, создания платформ для исследований и разработок и цифрового управления наукой, создания национальной системы управления данными, цифровизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства и здравоохранения, общие проблемы развития цифровой экономики, социально-гуманитарные вызовы цифровизации и вопросы развития дистанционного космического зондирования земной поверхности и недр для создания ГИС-систем.

Секции и круглые столы форума прошли на площадках и при непосредственном участии Национального центра цифровой экономики МГУ, факультета глобальных процессов, экономического факультета МГУ, факультета космических исследований, Научно-исследовательского вычислительного центра, факультета психологии, географического факультета, факультета почвоведения, факультета журналистики и других подразделений Московского университета.

Рассмотрев повестку дня, ключевым вопросом которых являлось повышение наукоемкости цифрового информационно-аналитического обеспечения государственного управления, форум отмечает, что содержание и качество цифровизации деятельности федеральных органов исполнительной власти, российского научного и экспертно-аналитического сообщества сегодня должны определяться приоритетом для безопасности государства, прорывного научно-технологического и социально-экономического развития, определенного Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Его выполнение в условиях многофакторности, динамичности и неопределенности изменения ситуации в стране и мире, содержащие значительные риски развития, невозможно без эффективного управления, предполагающего качественное целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование и реализацию принятых программ и планов обеспечения национальной безопасности и социально–экономического развития Российской Федерации.

Форум констатирует, что институциональные условия необходимые для эффективной работы инструментов и механизмов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и национальной безопасности сегодня в целом обеспечиваются Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и разработанным федеральными органами исполнительной власти пакетом подзаконных актов, направленных на внедрение в управленческую практику норм указанного закона.

Вместе с тем практический опыт государственного управления последних лет в части формирования и реализации стратегических, текущих и краткосрочных документов, определяющие приоритеты и задачи социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности показывает, что несмотря на значительный объем проделанной работы Правительством Российской Федерации, аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти комплексный подход к реализации положений Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», не выработан.

Система стратегического целеполагания и стратегического планирования организована по существу, по отраслевому принципу, что ведет к определенной несогласованности разрабатываемых профильными министерствами и ведомствами стратегических документов (стратегии, доктрины, концепции, а также программ и планов их реализации) с аналогичными документами других ведомств.

Оценка эффективности и реализуемости государственных программ проводится главным образом через решение задач мониторинга с применением ограниченного математического аппарата, исключающего возможность всеобъемлющего анализа заданной системы целевых показателей; связи стратегических краткосрочных документов всех уровней и сфер жизнедеятельности государства; выявления рассогласования задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности; прогнозирования бюджетных процессов с учетом политических и финансово-технологических и иных рисков т.д.

Отсутствует типовой набор моделей, алгоритмов, методов решения задач многофакторного анализа, прогнозирования, текущего планирования (отраслевого и территориального), стратегического планирования, управления федеральными и региональными программами обеспечивающих, в том числе, количественную оценку последствий их выполнения.

Применяемые в управленческой деятельности методы оценки состояния социально-экономического развития и национальной безопасности России недостаточно обоснованы, культура управленческого мышления развита недостаточна.

Как следствие, при подготовке управленцев слабо используются накопленный потенциал, опирающийся на базовые критерии культуры мышления и методологии, определяющих уровень профессионализма управленческой деятельности исключающего эмпиризм, формализм, произвольность и субъективизм.

Информационные системы, предназначенные для поддержки принятия управленческих решений в федеральных и региональных органах государственного управления, не синхронизированы между собой, имеют разную структуру информации и не позволяют видеть картину в целом.

Социологические подходы, применяемые для изучения социально-политических процессов в условиях их высокой флюктуации обладают недостаточным уровнем репрезентативности, исключающего возможность достижения достоверности и согласованности с культурной матрицей страны, необходимой при формировании целевых показателей.

Форум отмечает, что вышеуказанные недостатки в планировании и, как следствие, в государственном управлении, во многом связаны со сложившейся к настоящему времени культурой аналитической деятельности – одного из ключевых факторов эффективного управления современной страной в динамично развивающемся мире.

Существенную роль в преодолении отмеченных недостатков может сыграть введение принципа проектного управления, когда развитие Российской Федерации и обеспечение её национальной безопасности должно пониматься как общенациональный проект, объединяющий усилия всех граждан, общества и государства с учетом стратегических рисков.

Для этого безотлагательными становятся не только включение в применяемый сегодня в практике государственных органов Российской Федерации метод проектного управления процедуры выявления основных рисков, но и принятия следующего комплекса мер по повышению его эффективности и научно обоснованному снижению рисков:

  • создание механизма проведения стратегического анализа и обеспечения его транспарентности и широкого гражданского участия при стратегическом планировании социально-экономического развития и обеспечения безопасности, включающий принципы, модели и методики целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования, оценки реализуемости и эффективности проектов (программ) путем внесения поправок в Федеральный закон «О стратегическом планировании»;
  • развитие существующей Системы распределенных ситуационных центров органов государственного власти и местного самоуправления, модернизации их функционального и технологического базиса как наиболее действенного инструмента координации работ по стратегическому планированию и повышения эффективности государственного управления, контроля хода достижения национальных целей, исполнения национальных проектов;
  • установление типового набора моделей, алгоритмов, методов решения задач многофакторного анализа, прогнозирования, текущего планирования (отраслевого и территориального), стратегического планирования, управления федеральными и региональными программами обеспечивающих, в том числе, количественную оценку последствий их выполнения;
  • применение социологических и маркетинговых подходов, адаптированных к условиям применения в неустойчивых сегментах рынка, обеспечивающих репрезентативность изучаемых социально-политических процессов необходимую для формирования адекватной системы целевых показателей развития;
  • создание интегрированной инфраструктуры научно-методического и экспертно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления с использованием возможностей Российской академии наук;
  • применение механизма оценки уровня зрелости аналитических организаций, как необходимого условия повышения качества инфраструктуры экспертно-аналитической деятельности.
С учетом предложений секций, круглых столов и участников Форума рекомендуется:
Федеральным органам исполнительной власти, российскому научному и экспертно-аналитическому сообществу консолидировать усилия по развитию культуры, инфраструктуры и интеллектуальных технологий аналитической деятельности, как необходимого условия совершенствования системы аналитического обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития и безопасности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы.

Принимая во внимание активное развитие цифровой медиасреды в последние годы, участники форума рекомендуют усилить внимание к проблеме информационной безопасности и противодействию киберугрозам в современной цифровой среде как в контексте персональной безопасности пользователей, так и в более широком социальном контексте; к разработке методологии изучения цифровизации медиа с учетом их конвергентной природы; обратить особое внимание на проблему регулирования цифровых медиа с учетом специфики медиаполитики РФ и существующих механизмов регулирования и саморегулирования в стране; переосмыслить процессы монетизации СМИ и выбора ими определенных бизнес-стратегий в условиях цифровой среды; изучить специфику медиапотребления пользователей в цифровой среде и исследовать особенности формирования общественного мнения посредством новых медиа.

МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с РАН выступить с инициативой внесения поправок в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», направленных на повышение эффективности проведения стратегического анализа при стратегическом планировании социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности; МГУ, РАН и другим ведущим научно-образовательным организациям продолжить усилия по развитию и применению методологических средств и стратегических методов мышления, как необходимое условие повышения профессионализма управленческой деятельности; Организационному комитету, модераторам секций обобщить предложения участников Форума и подготовить для Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти аналитическую записку о системе аналитического обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения безопасности России и путях ее совершенствования в современных условиях.

Предлагается сформировать на базе МГУ имени М.В. Ломоносова при участии РАН базу лучших проектов и лабораторию информационно-аналитических систем для ситуационных центров Глав субъектов Российской Федерации, руководителей отраслей экономики, компаний; а также опытно-испытательный СРСЦ для отработки новых моделей решений для поддержки управления регионами, отраслями, компаниями (в том числе - в присутствии заказчика). В основу деятельности такой лаборатории будут положены успешный опыт сотрудничества ФИЦ «Информатика и управление» РАН, ЦЭМИ РАН, МГУ (Национальный центр цифровой экономики, ФГП, Высшая школа государственного администрирования, экономический факультет и др.). Особое внимание в деятельности обращено на стратегическое планирование, прогнозы (в увязке с глобальными и страновыми процессами), а также вовлечением суперкомпьютерной сети МГУ и РАН.

Национальному центру цифровой экономики МГУ в рамках проекта Московского университета по содействию развитию образования и науки в регионах «Вернадский» обратить особое внимание на изучение и разработку мер по преодолению цифрового неравенства регионов, его связь с различиями в качестве жизни, в том числе, уровне образования, здравоохранения, освоенности и другими показателями.

Российскому союзу ректоров и другим объединениям ректоров России рекомендовать более тесное сотрудничество с органами государственной власти, в том числе органами власти субъектов Российской Федерации в деле формирования научного и кадрового обеспечения развития Системы распределенных ситуационных центров как ключевого элемента цифровизации государственного управления.

Важнейшим для мониторинга и планирования развития России, ее отраслей и регионов в глобальном мире, является формирование «цифрового образа» социоприродных процессов всех уровней. Участники форума поддерживают инициативу факультета космических исследований МГУ по формированию при участии ГК «Роскосмос» центра координации работ по обработке спутниковых данных, а также регулярного семинара по обсуждению вопросов использования данных дистанционного зондирования Земли в интересах бизнеса и государственных организаций.

Участники форума обращают внимание на необходимость ускоренного формирования и внедрения в образовательный процесс всех уровней и направлений подготовки базового набора компетенций в области цифровой грамотности, в том числе – программирования, с целью решения кадровой проблемы цифровой трансформации экономики. Кроме того, целесообразно активное привлечение зарубежных молодых и перспективных кадров для обучения и последующей работы в России в рамках программ международного научно-технического и образовательного сотрудничества.

Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) предусмотрено создание цифровых платформ для исследований и разработок. Участники Форума поддерживают концепцию формирования и развития системы таких платформ, представленную Проектным офисом СНТР, включающую в себя принцип её построения, связанный с объединением и соразвитием существующих ИАС, в том числе, с учетом инициатив ведущих вузов (МГУ, НИУ ВШЭ) и научных центров (ФИЦ «Информатика и управление» РАН) по изучению мирового научно-технологического пространства с целью уточнения приоритетов научно-технологического развития России на стратегическую перспективу.

Важнейшим вопросом успешной цифровизации страны является развитие системы правовой информации в цифровом государственном управлении и нормативное регулирование цифрового развития. На соответствующей секции форума были рассмотрены и обсуждены следующие наиболее актуальные вопросы: совершенствования законодательства в области информационных цифровых технологий, а также проблемы в области нормотворческой деятельности, формирования и легитимации актуальных редакций принимаемых законов и иных нормативных актов; существенного отставания законодательного регулирования правоприменительной деятельности в условиях перехода к цифровой экономике; необходимости подготовки юридических кадров для работы в условиях цифрового перехода экономики; совершенствования используемых систем правовой информации, повышения их эффективности в цифровую эпоху, в том числе на основе использования методов интеллектуализации и технологий «больших данных»; практического отсутствия систем обработки обращений (заявлений, петиций) граждан, осуществляемых по средствам различного рода социальных сетей и мессенджеров; правового обеспечения эффективной работы органов государственного управления в условиях цифровой экономики; развития в Российской Федерации государственной системы правовой информации на базе единой цифровой платформы; интеграции и агрегирования государственной системы правовой информации с другими системами информационной поддержки и обеспечения деятельности органов власти, включая процессы нормотворчества, правоприменения, электронного документооборота, хранения документов в архивах и т.д.

По результатам рассмотренных вопросов, секция рекомендует: продолжить работы по повышению эффективности реализации государственных функций по направлению правовой информатизации Российской Федерации в условиях становления цифровой экономики; консолидировать усилия по развитию государственной системы правовой информации на базе единой цифровой платформы и интеграции других систем информационной поддержки и обеспечения деятельности органов власти Российской Федерации с государственной системой правовой информации Российской Федерации; российскому научному, экспертно-аналитическому сообществу и федеральным органам исполнительной власти сосредоточить усилия по совершенствованию законодательной базы регулирования правоприменительной деятельности в условиях перехода к цифровой экономике, а также нормотворческой деятельности, формирования и легитимации актуальных редакций принимаемых законов и иных нормативных актов; особое внимание уделить вопросам обеспечения перехода к постоянному функционированию системы официального опубликования правовых актов органов власти всех уровней в электронной форме, а также нормативно-правового обеспечения деятельности Российской Федерации в области международного стратегического сотрудничества.

Участники форума благодарят организационный и программный комитеты Форума и предлагают сделать практику его проведения ежегодной, а Национальному центру цифровой экономики совместно с ведущими факультетами МГУ и институтами РАН организовать ежемесячное проведение семинара по ключевым вопросам цифровизации государственного управления и других сфер и направлений цифровой модернизации государства и общества.